Содержание статьи:
С 2019 года жителей Российской Федерации коснулось масштабное изменение правил в обращении с мусором. Между тем, многие все еще не до конца понимают особенности организации процесса, с опаской ожидая квитанций за вывоз отходов. Вопросов у россиян гораздо больше, чем ответов: не всем ясно, почему сумма коммунальных платежей растет, а кардинальные изменения системы не наблюдаются.
Каждый из нас должен в полной мере осознавать уровень угрозы, которую несут современные свалки и устаревшие методы решения проблемы. Если не принять серьезные меры в ближайшем будущем, мы станем жертвами «мусорного коллапса», и просто утонем в горах непрерывно накапливающегося утильсырья.
Несанкционированные свалки растут с поразительной скоростью. И даже если оценивать степень вреда, законные площадки для складирования мусора немногим лучше стихийных. Процесс разложения и анаэробного брожения отходов провоцирует выброс огромного количества токсинов в атмосферу, загрязнение почвы, грунтовых вод, а значит наносит непоправимый урон экосистеме. При этом негативное влияние увеличивается в несколько раз, если в мусорных кучах присутствует не только органическое сырье, но и ртутные лампы, батарейки и т. д.
Отдельно следует отметить бесконтрольное размножение грызунов и насекомых, которые являются разносчиками опасных для человеческого организма бактерий. Биотестирование почв, которое проводилось в рамках научного исследования, привело к неутешительным результатам: практически все площадки для складирования отходов оказались непригодными для жизни, и несущими губительное влияние на биосферу и экологическую систему в целом.
Стратегическая задача властей во время «мусорной реформы» – сокращение объемов захоронений мусора и снижение количества стихийных свалок. При этом предусмотрено несколько путей решения проблемы, наиболее целесообразный из которых – обустройство заводов для сортировки и переработки отходов. Данная стратегия рассчитана на строительство более 100 мусороперерабатывающих предприятий, функционирующих по принципу термического обезвреживания утильсырья.
Как следствие, в декабре 2018 года был принят закон, в соответствии с которым на региональных операторов ложатся обязанности по:
Благодаря внедрению реформы, уменьшается риск роста свалок, окружающих город, повышается экологическая безопасность, а перспективе – удовлетворяются потребности страны в современных комплексах по переработке отходов.
Совсем недавно для многих отдаленных городов была актуальна ситуация, когда контейнеры возле жилых домов превращались в настоящие стихийные свалки, кишащие насекомыми и грызунами. Такая проблема стала следствием закрытия площадок для складирования мусора, эксплуатируемых еще во времена СССР. Подрядчики отказывались своевременно осуществлять вывоз отходов на полигоны, расположенные за городом, обуславливая это нерентабельностью процедуры.
Внедрение реформы призвано пресечь подобную проблему на корню. По мнению властей, региональный оператор будет выполнять свои обязанности гораздо более эффективно, чем прежде это делали муниципалитеты. В соответствии с законом, у исполнителя расширится контроль за появлением стихийных свалок, что станет существенным шагом в восстановлении экосистемы.
Одна из основных причин недовольства российских граждан «мусорной реформой» заключается в повышении тарифов. Счета за «коммуналку» увеличились на 3-5% от общей стоимости квартплаты (варьируется в зависимости от региона). Стоит отметить, что вывоз мусора в настоящее время переходит из категории жилищных услуг в коммунальные, что привело к контролю цен со стороны государства. Такой подход гарантирует:
Таким образом, «аппетиты» подрядчика приравниваются к финансовым возможностям жителей, что можно назвать неоспоримым преимуществом реформы.
Исходя из результатов конкурсного отбора, обеспечением экологической безопасности на территории Санкт-Петербурга занимается государственное унитарное предприятие, а именно «Завод по механизированной переработке бытовых отходов».
Но несмотря на огромный труд, проведенный учредителями реформы в регионе (выбор подрядчика, утверждение территориальной схемы, заключение договоров со многими управляющими компаниями), представители власти перенесли начало предстоящих изменений. Глобальные перемены коснутся крупных городов, в том числе и Москвы, и Севастополя, только в январе 2022 года. До этого момента органы местного самоуправления обязаны разработать новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами.
Стоит отметить, что со вступлением в силу «мусорной реформы» с обычных граждан не снималась ответственность за чистоту территории вокруг себя. Каждый житель города должен содействовать созданию благоприятной экологической обстановки, чтобы в полной мере ощутить положительные изменения.